Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

После нескольких сезонов эксплуатации 3х местной байдарки я понял что надувные лодки малопригодны для гладкой воды и особенно в боковой или встречный ветер. К тому же большая байдарка требует экипаж как минимум из двух человек, одному грести на такой большой лодке очень тяжело.

Надувная байдарка Ватерфлай-3
Конструкция самоотливной байдарки предполагает что пятая точка однозначно будет в воде, так что гидрокостюм обязателен в прохладную погоду. Все вышеперечисленное обусловлено назначением байдарки - это чисто сплавная лодка сконструированная для одной задачи с которой она справляется на отлично, мы вдвоем с другом практически без опыта достаточно легко преодолели несколько Карельских рек в большую воду (апрель - май) - см. видеоролики прохождения порогов, снятые мной камерой на шлеме: , , .

Чтобы исключить процесс сборки/разборки лодки и передевания в гидрашку я решил что неразборная лодка это самый правильный вариант одноместной посудины для однодневных походов и туров выходного дня. Сначала захотелось надежного полиэтиленового плавсредсва. Почитав обзоры универсальных каяков-кроссоверов (all-water) , и пришел к выводу купить XP10. Но тут возникла проблема - в сезон (май-июнь) купить невозможно - их нет в наличии несмотря на достаточно высокую цену - 35500р ! Надо заказывать/платить в ноябре и тогда тогда есть шанс получить лодку в феврале-марте. Попытка купить другую модель - Pyranha Fusion у привела к такому же результату - деньги осенью, лодка весной. Творения как-то не впечатлили - на сайте нет нормальных фоток и не опубликованы характеристики (объем, грузоподъемность и т.д.). Также сомнения вызывала прочность сплавной 3х метровой лодки с весом в 8 кг (зарубежные полиэтиленовые тянут на 20 кг).

Но тут увидел на канале Дискавери где делают каяк из фанеры и решил что это вариант - на все выглядело очень просто и быстро. Я погуглил по технологии stitch and glue и нашел кучу успешных примеров постройки лодок, в том числе и . Но полноценных бесплатных чертежей фанерного каяка найти не удалось. для проектирования каяков не делает развертки поверхности (выкройки для фанеры) и пригодна только для построения лодки методом strip planking. Более того даже платных чертежей для маленьких лодок (до 10 футов, 3 метра) вообще оказалось немного, видимо 5 метровые морские каяки более популярны. В итоге все свелось к модели Wood Duck и к выбору между и ее . На фотографиях гибридный вариант выглядел очень красиво и его трудоемкость была чуточку выше полностью фанерного варианта и я остановился на Wood Duck 10 Hybrid.

приехали где-то через 2 недели после оплаты, но америкосы содрали за доставку 40 баксов вместо реальных 28. Чертежи добротные, в натуральную величину, раскатываешь поверх фанеры и шилом переносишь рисунок. У них (CLCBoats) также можно было купить , но цена показалась заоблачной и я решил сэкономить.

Изучение спецификации показало что нужна морская фанера определенного размера - 24401220. Обход строительных магазинов, баз и рынков показал что 4мм фанера бывает только березовая и только самого низшего 4 сорта (из 4 возможных) - это полное г...но, когда сплошные черные вываливающиеся сучки по всей поверхности. Конечно все торговцы слышали что бывает березовая фанера высшего сорта, но в наличии ее нет, не было и не будет и тем более никто не повезет 3 листа - вагон, да, тут можно подумать. Гугл подсказал что . Я заказ 2 варианта - "Амесклао" (Китай) и "Лауро Вермельо" (Louro Vermelho, Бразилия) для контрастной расцветки. "Жатоба" - самый красивый по рисунку вариант но и самая тяжелая и дорогая фанера, поэтому ее не стал покупать. Как оказалось бразильская фанера намного лучше по качеству чем китайская - ровная толщина по всей поверхности, у нее выше жесткость и практически нет сучков даже на внутренней стороне. Для интересующихся привожу с описаниями и техническими данными тропических сортов древесины.

Стеклоткань в розницу продает несколько фирм в Н.Новгороде, но как выяснилось они все специализируются на толстых тканях (мин 380 г/м) и стекломатах которые идут на изготовление конструкций на полиэфирной смоле с гелькоутами (мойки для кухни и т.д.). По проекту нужна стеклотканть 130 г/м (4 oz), но такую такнь у нас не выпускают, либо 100 г/м либо 200 г/м. Посмотрел на форумах - почти все используют для небольших лодок стеклоткань Э200 и решил делать как все. В Москве нашел необходимую стеклоткань (правда, отрезками по 10 погонных метров) продает . У них несколько сайтов (, , ,), где один и тот же товар имеет совершенно разные характеристики. В прайс листах стеклоткань Э-3-200 (200 г/м или 6 oz) была на прямом замасливателе, но я очень сильно сомневаюсь что это правда. Упаковка стеклоткани в пачки

Стеклоткань Э-3-200
приводит к многочисленным сгибам и деформациям, которые потом вылазят наружу при покрытии смолой. Зато продавцам, видимо, так удобнее торговать. Я много раз пожалел что не купил ткань вместе с чертежами - импортная стеклоткань, конечно, в 3 раза дороже отечественной но зато гарантированно пропитывается смолой и не имеет дефектов так как ее поставляют в рулоне
Импортная стеклоткань

Эпоксидную смолу ЭД-20 делают в соседнем Дзержинске, но продают либо оптом, бочками по 55 кг, либо в розницу, упаковками по 280 грамм. Почему завод, выпуская эту продукцию без изменений последние 20 лет, не может освоить человеческие фасовки, как например (удобные канистры со съемным насосом для дозировки), непонятно.

Эпоксидная смола West System
К томе же в розницу Дзержинская смола идет с токсичным отвердителем ПЭПА который не может работать ниже +20°С. Импортная при всех ее плюсах (характеристики, упаковка, насос для дозировки и т.д.) имела один огромный минус - невероятно высокую стоимость (комплект на лодку больше 6000 р) и отпала сразу. Остался один приемлимый вариант - продукция , я решил взять: отвердитель , минимальная фасовка 5 кг и смола , 10 кг. На вопрос "почему в счете цена больше чем на сайте" последовал ответ что цены вот только что повысились и сайт не успели обновить. Доставки у них нет, только самовывоз, а все транспортные компании услышав словосочетание "ведро со смолой" требуют деньги за дополнительную обрешетку, либо летом не возят такой товар совсем. Итого получается что доставка из Москвы в Н.Ногород дороже самого товара. Недостаток эпиталовского отвердителя - он не совсем прозрачный (ведро справа):
Эпоксидная смола Этал-370 и отвердитель Этал-47F5

В итоге получилось дешевле съездить самому в Москву на машине и купить все материалы (фанера, смола, стеклоткань), чем воспользоваться услугами транспортных компаний
Итого на лодку ушло материалов на 6740р, причем смолы осталось 40% и около 5 м ткани :

Материал Количество Цена Фанера "Амесклао" 1 лист 660 р Фанера "Лауро Вермельо" 2 листа 2670 р Стеклоткань Э-3-200 (117) 2 отреза по 10 м 2520 р Аэросил А300 2 банки по 60г 2130 р Отвердитель Этал-47F5 ведро 5кг 1020 р Смола Этал-370 ведро 10кг 1840 р Лак Marshall Protex Yat Vernik 2 банки по 0.75л 2245 р Разбавитель Marshall 1 бутылка по 0.5л 90 р

Перенос выкройки на фанеру и распил. Чертежи в натуральную величину, поэтому просто перенес рисунк на фанеру при помощи шила, затем обвел используя линейку и лекала. Ровно распилить эелетрическим лобзиком не получилось, фанера тонкая и очень трудно выдержать прямую линию даже используя пилку с самым маленьким зубом. Ручная пила для фанеры дала намного лучший результат.

Изготовление каяка: Перенос выкройки на фанеру
Сбока деталей при помощи проволоки. Медную проволоку купить не удалось и я использовал металлическую проволоку FIT диаметром 1мм
Изготовление каяка: Скрепление фанерных деталей при помощи проволоки
Я использовал крупные крестики для плитки чтобы выровнять листы фанеры для получения ровной плоскости на стыке в районе носа и кормы. Крестики полиэтиленовые и к ним не прилипнет эпоксидная смола при проклейке швов

Заполнение швов изнутри смолой с наполнителем и проклейка стеклотканью. На этапе распила я забыл собрать опилки и пришлось использовать аэросил в качестве наполнителя и тиксотропной добавки для эпоксидной смолы. Из-за этого швы получились светлыми. Авторы проекта советую использовать деревянную пыль, но у нас я не видел ее в продаже.
Изготовление каяка: Проклейка швов эпоксидной смолой с наполнителем
Обработка наружной поверхности - закругление швов и т.д. Боковые и нижние элементы корпуса составные, т.к. лист фанеры короче чем лодка. Согласно проекту панели надо было соединять на "ус", но мне показалось что проще сделать встык. Конечно стыковое соединение получилось в 2 раза толще, но утолщение внутри лодки и поэтому незаметно.
Изготовление каяка: Обработка швов снаружи
Раскрой стеклоткани
Изготовление каяка: Раскрой стеклоткани
Пропитка смолой
Изготовление каяка: Пропитка стеклоткани эпоксидной смолой
Сборка палубы из фанерных реек. В оригинале палубу надо строить из тонких кедровых реек со специальным профилем (bead and cove, профиль показан на рисунке):

Но оказалось что купить такие рейки из сосны невозможно, а делать на заказ 120 погонных метров никто не берется. Понятное дело что кедровые рейки это вообще из области фантастики! Пришлось напилить рейки из 4х мм фанеры, оставшейся после выпиливания элементов корпуса и постепенно проклеивать стыки при сборке. Из-за этого существенно замедлилась постройка лодки. Для временного крепления реек я использовал клеевой пистолет.
Изготовление каяка: Сборка палубы из реек
Оклейка палубы стеклотканью снаружи. Чтобы половинки корпуса не склеились закрыл кромки малярной лентой
Изготовление каяка: Оклейка палубы стеклотканью
Оклейка палубы стеклотканью изнутри
Изготовление каяка: Оклейка палубы стеклотканью изнутри
Сборка и монтаж креплений для пяточных упоров. Тут я опять пожалел что купил в CLCBoats только чертежи - всего за 20-30 баксов можно было затариться нормлаьными регулируемыми пяточными упорами. Пришлось делать их самому - крепления на основе мебельных винтов я решил к корпусу приклеить (а сверлить корпус насквозь)
Изготовление каяка: Изготовление пяточных упоров
Склеивание половин корпуса изнутри (смола с наполнителем - деревянная стружка)
Изготовление каяка: Склеивание корпуса
Использование полиэтиленовой пленки для выравнивания швов - они получаются очень гладкими и не требуют шлифовки шкуркой после затвердевания эпоксидной смолы. Причем разглаживать можно прямо руками, без всяких инструментов
Изготовление каяка: Склеивание корпуса
Склеивание половин корпуса снаружи и сборка кокпита из отрезков реек
Изготовление каяка: Склеивание корпуса
Монтаж пяточных упоров
Изготовление каяка: Монтаж пяточных упоров

Перевозка лодки на самодельном багажнике. Самодельный багажник состоит из двух элементов, поторяющих обводы лодки и креппящихся на дуги багажника Thule. Чтобы корпус не царапался и лодка надежно держалась, я приклеил к багажнику элементы вырезанные из туристического коврика. Вся конструкция стягивается ремнями Thule и держится очень надежно.

Самодельный каяк из фанеры
На берегу - вид спереди
Самодельный каяк из фанеры
На берегу - вид сзади
Самодельный каяк из фанеры
На берегу - днище
Самодельный каяк из фанеры
На воде - это я
Самодельный каяк из фанеры
На воде - это мой друг (112 кг, но лодка еще на плаву!)
Самодельный каяк из фанеры

Выбор проекта - надо было брать проект полностью фанерной лодки. Не так красиво зато можно быстро построить. Я потратил почти неделю отпуска делая только одну наборную палубу.
Также имеет смысл купить максимум зарубежных материалов - стеклоткань, стеклолента. Некоторые вещи у них сильно дешевле, например , а в OBI аналогичный кусок поролона с ручкой стоит 240 рублей (!).
Выбор стеклоткани - толстая стеклоткань привела к повышенному весу лодки (21 кг против 16 по спецификации). Часть дефектов возникла из-за того, что ткань была многократно сложена в пачки продавцом:


Непрозрачный отвердитель приводит к искажению цвета древесины. Также при определенном угле зрения / овсвещении заметна структура стеклоткани внутри застывшей смолы. На американских фотках ничего подобного нет. На фото - фрагмент палубы покрытой стеклотканью и отдельные рейки из фанеры, наполовину покурытые тонким слоем смолы без стеклоткани. Светлая фанера - "Амесклао" (Китай), темная "Лауро Вермельо" (Бразилия)
Из-за отсутствия красивых кедровых реек пришлось сделать их аналоги из фанеры. Не так красиво зато очень дешево и вся фанера ушла почти без отходов.
При смешивании смолы и отвердителя внутри смеси постоянно образовывались миллионы крошечных пузырьков воздуха, которые не удалось полностью вывести при нанесении смолы на стеклоткань. Я старательно их протыкивал кисточкой пока смолы не встала, но увы, часть пузырьков так и осталась в смоле.

Не смотря на все неудачи лодка мне удалось построить лодку за отпуск (3 недели). Лодка получилась достаточно бюджетная - общие затраты составили меньше 11 тысяч рублей!


Вопросы, пожелания и замечания вы можете оставить в .

Самодельный каяк из фанеры
Hosted by uCoz

Источник: http://www.plywoodkayak.narod.ru/


Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки

Байдарка из фанеры чертежи выкройки