Первая помощь и профилактика отравлений выхлопными газами

Машина — это и вторая жена, и железный друг человека. Она всегда выслушает, не осудит, не предаст. Заниматься ремонтом машины или устраивать «гаражные посиделки» больше прерогатива мужчин, чем женщин. По этой причине мужчины чаще становятся жертвами отравления выхлопными газами автомобиля.

Поэтому для многих автовладельцев будет полезным узнать ответы на вопросы: при каких условиях возможна интоксикация продуктами сгорания бензина, каковы её признаки, чем помочь пострадавшему? Давайте это выясним, а заодно узнаем о лечении и последствиях отравления выхлопными газами автомобиля.

Как это работает?

Выхлопным газом почти всегда называют знакомый со школьной скамьи угарный газ, который в химической терминологии проходит под названием СО. Он появляется там, где существуют оптимальные условия для его частичного сгорания.

В процессе горения пламя имеет характерный синий цвет, но при этом он не имеет ярко выраженного вкуса или особенного запаха. Из-за того, что концентрация в окружающем воздухе превышает показатели нормы, он превращается в опасное для жизни и здоровья соединение. Интоксикация наступает тогда, когда через дыхательные пути в кровь поступает токсическая концентрация газа. Зачастую это происходит из-за работающего двигателя транспортного средства в закрытом помещении. Например, в холодное время года в гараже.

Отравление выхлопными газами автомобиля несет в себе смертельную угрозу. Если пострадавшему не оказать современную первую помощь, это приведет к трагическому исходу или инвалидности в будущем. Причина заключается в том, что угарный газ, проникая в кровь, связывается с белком эритроцитов. Именно они отвечают за способность переносить кислород к нуждающимся в них клеткам.

Из-за вступления в реакцию газа и белков в организме образовывается соединение, которое не может поспособствовать транспорту живительного кислорода в клетки.

Помимо этого вредоносный газ также может налаживать связи с особым ферментом дыхания, что в результате вызывает ишемию.

На скорость распространения ядовитых веществ, а также их степень влияния обычно воздействует ряд дополнительных факторов, среди которых особо выделяют:

  • общую газовую концентрацию в отдельно взятом помещении;
  • интенсивность дыхания пострадавшего в момент интоксикационного периода;
  • температуру в помещении;
  • возможные дополнительные физические нагрузки отравившегося.

Лечение при отравлении выхлопными газами

Что делать при отравлении выхлопными газами? В связи, с высокой опасностью отёка лёгких, надо сразу вызвать скорую помощь! Независимо от того, есть ли у пострадавшего сознание, нужно как можно быстрее вынести человека на свежий воздух. Больному необходимо обеспечить покой и тепло, чтобы сэкономить потребление кислорода тканями. В дальнейшем прибывшая бригада медицинской помощи проводит кислородную терапию. Через катетеры, введённые в полость носа, подаётся 50–60% кислород.

Если появились симптомы отёка лёгких при отравлении выхлопными газами первая помощь сводится к следующему.

  1. Больному помогают принять положение полусидя.
  2. На конечности накладывают жгуты, чтобы уменьшить поступление крови к лёгким.
  3. Делают инъекции сердечных препаратов (Строфантин-К, Кордиамин), мочегонных (Лазикс), противоотёчных средств (Преднизолон).
  4. Вводят 40% глюкозу, при начальной стадии отравления применяют 10% хлорид кальция.

Дальше отравление выхлопными газами автомобиля лечить продолжают в стационаре. Неэффективность проделанных мероприятий является показанием для проведения искусственной вентиляции лёгких. В целях детоксикации проводят гемосорбцию. При отсутствии угрозы отёка лёгких внутривенно-капельно вводят солевые растворы, глюкозу, с последующей стимуляцией мочеотделения. Для профилактики инфекционных осложнений назначаются антибиотики.

Реабилитация при тяжёлом отравлении выхлопными газами проходит длительно и предполагает санаторное долечивание.

Особенности классификации отравлений

Помимо того, что выхлопные газы преследуют всех автолюбителей в их личных гаражах, они также могут встречаться в других местах. Так, например, им повержены работники крытых автомобильных стоянок, а также сотрудники транспортных сервисных центров. Если они не будут придерживаться правил техники безопасности, то даже незначительные дозы вдыхаемых выхлопов на регулярной основе могут стать причиной для начала хронических заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Опасность грозит даже жильцам квартир, которые располагаются сразу над внутренними парковками. Это свойственно новым многоэтажным постройкам.

Некоторые автовладельцы не подозревают, что даже в салоне их машины может быть опасно. Ядовитые газы могут там накапливаться в значительной мере, если транспортное средство не имеет хорошей вентиляции.

Если брать во внимание все эти факторы, то становится понятно, что отравление газами может серьезно разниться в зависимости от того, где именно оно произошло, и какие примеси были в опасном составе. Зачастую это:

  • угарный газ;
  • оксид азота,
  • углеводороды,
  • тяжелые металлы.

Каждый из перечисленных пунктов имеет собственную характерную симптоматику, воздействие на организм, последствия.

Последствия отравления выхлопными газами

Последствия отравления выхлопными газами могут быть ранними и поздними. На начальных стадиях заболевания высока вероятность смертельного исхода от интоксикации, а на поздних — от отёка лёгких, мозга, тяжёлого воспаления лёгких.

Отдалённые последствия сводятся к развитию хронических заболеваний органов дыхания, онкологических процессов. Последствия могут быть настолько серьёзными, что может стать вопрос об инвалидности.

С каждым годом растёт число обладателей автомобилей, поэтому знания об опасности, которую несут продукты сгорания топлива, лишними не будут. В выхлопных газах содержится много веществ, которые по-разному влияют на организм. Течение заболевания зависит от многих факторов и в каждом случае может принимать иной оборот. Важно помнить об опасности осложнений отравления и угрозу смерти, поэтому так важно соблюдать меры предосторожности при работе в гараже, не быть беспечным при включённом двигателе автомобиля. А в случае подозрения на отравление — своевременно обратиться за медицинской помощью.

Угарный газ

Главной особенностью этого главного компонента выхлопных газов выступает возможность быстро взаимодействовать с гемоглобином. При этом разорвать уже образованнее связи достаточно проблематично без привлечения специализированного оборудования и лекарственных препаратов.

Симптомы отравления выхлопными газами, где преобладает только угарный газ с минимальным количеством других составляющих, выглядят следующим образом:

  • потемнение в глазах;
  • пульсация в височной доле;
  • чувство сонливости.

В медицинской практике отличают три степени тяжести развития интоксикации. Если не успеть оказать пострадавшему экстренную помощь сразу, то это приводит к бессознательному состоянию пациента с последующих отеком мозговых тканей и легких. Последняя стадия отравления на профессиональном сленге называется «серой» из-за характерного окраса кожи и слизистых.

Первая помощь

Спасение жизни пострадавшего напрямую зависит от скорости оказания неотложной помощи. Все мероприятия включают в себя:

  1. Удаление больного из места воздействия газов.
  2. Обеспечение доступа кислорода.
  3. Использование нашатырного спирта, если пострадавшей находился без сознания.
  4. Поворачивание набок в случае открывшейся рвоты.

При потере сознания важно обратить внимание на состояние дыхания и пульса. Отсутствие этих показателей требует проведение непрямого массажа сердца.

Питание при интоксикации газами

Не стоит принимать таблетки самостоятельно. Иные мероприятия должны назначаться врачом.

Азотные оксиды

Изначально оксид не имеет примечательного цвета или запаха. После того как NO (химическая формула для таких оксидов) начинает активное взаимодействие с кислородом, его формула меняется и представляет собой NO2.

Традиционным «местом обитания» преобразованного уже в диоксид соединения принято называть любые низины или ямы (гаражные ремонтные ямы – яркий тому пример). После того как диоксид попадает на влажную поверхность, он превращается в смертоносную для всего живого азотную кислоту. Именно она негативно действует на слизистые дыхательных путей.

Классической клинической картиной интоксикации с большой долей азотного оксида считают такие признаки:

  • кашель,
  • чувство «нехватки воздуха»,
  • затрудненное дыхание,
  • слабость,
  • сиплость.

Этот вариант отравления более коварен, так как предусматривает наличие скрытого периода. Это означает, что после первых проявлений характерных признаков симптоматика почти полностью уходит. Распространяется это правило даже на особо тяжелые случаи.

И когда человек думает, что ему уже стало значительно лучше, наступает следующая фаза, предусматривающая токсические отеки не только гортани, но и легких. Все это проявляется в:

  • одышке;
  • клокочущем дыхании;
  • усиленном кашле с отделением мокроты, иногда с кровью;
  • посинением губ и ушей, носа;
  • общей бледностью;
  • ярко выраженном сердцебиении.

А вот показатели артериального давления могут оставаться в норме или показывать лишь слегка завышенные показатели. Если отек легких все же наступил, то его обычно называют «синим», так как ему сопутствует синеватый оттенок всех кожных покровов.

Симптомы

Симптомы отравления выхлопными газами разнообразны и затрагивают все жизненно важные системы организма. При этом отравившийся испытывает неприятные ощущения, что приводит к значительному ухудшению самочувствия. Интоксикация угнетает работу сердечно-сосудистой, респираторной и нервной системы. Степень выраженности проявлений зависит от индивидуальных особенностей пострадавшего (вес, пол) и длительности контакта с отравляющим веществом.

Респираторная система

Токсическое поражение дыхательной функции — это основной симптом, беспокоящий человека при отравлении. Пострадавший начинает часто и тяжело дышать, появляется осиплость голоса, боль в горле. Иногда развивается рефлекторный кашель или гнусавость голоса вследствие отека слизистой носоглотки.

При вдыхании большого количества газа вероятно поражение дыхательного центра мозга, остановка дыхания и летальный исход.

Нервная система

При отравлении выхлопными газами со стороны нервной системы превалируют общемозговые симптомы. К ним относят:

  • тошнота, рвота;
  • дезориентация в пространстве, головокружение;
  • снижение когнитивных способностей;
  • головная боль, опоясывающего характера.

Чрезмерно длительный контакт с угарным газом может заканчиваться потерей сознания, комой и даже летальным исходом.

Повышенная возбудимость либо заторможенность — это типичные признаки отравления выхлопными газами. При выраженной интоксикации иногда развиваются тонико-клонические судороги, нарушение координации движений. Кроме этого, можно отметить появление зрительных или слуховых галлюцинаций, кратковременную амнезию, паранойю. Подобное поведение вызывает определенные трудности при желании помочь пострадавшему. Неадекватное поведение иногда приводит к плачевным последствиям как для отравившегося, так и для окружающих.

Если отравляющее вещество начинает поражать нижние отделы головного мозга (ствол, мозжечок), то клинические признаки будут следующими:

  • повышенный мышечный тонус нижних конечностей;
  • мидриаз;
  • судороги;
  • неустойчивая походка;
  • наличие патологических рефлексов.

Если больной впадает в кому, то при возвращении сознания могут появляться дискинезии. В некоторых случаях развивается воспаление нервных путей (невриты). Вследствие этого, у пострадавшего нарушается слух, зрение, появляются вегетативные расстройства и нарушение памяти. При разговоре такой человек может забыть о том, что ему говорили минуту назад, или не понимать где он находится.

Углеводороды

Отличительной чертой влияния углеводородов на человеческий организм можно назвать хроническую интоксикацию, наступающую даже в случаях превышения дозы с минимальным перевесом. Токсическое влияние углеводородов начинается тогда, когда прослеживается неполное сгорание топлива.

Главными признаками попадания подобных ядов в организм числятся:

  • беспокойное состояние,
  • сонливость,
  • головокружение,
  • обморок,
  • тошнота.

При длительном и постоянном воздействии углеводородов риски развития онкологической группы заболеваний значительно повышаются.

Лечение

После стабилизации состояния, пострадавшего, как правило, транспортируют в стационарное отделение. Специалисты внимательно изучают симптомы, и лечение назначается исходя из этого. Интоксикацию необходимо лечить комбинировано, с применением инфузионных растворов, оксигенотерапии и современных методик очистки крови.

  • При признаках клинической смерти бригада СП начинает реанимационные мероприятия. При появлении фибрилляции желудочков сердца выполняют дефибрилляцию, введение антиаритмических препаратов. Если пострадавший не дышит самостоятельно, то его следует интубировать с последующим подключением к аппарату искусственного дыхания.
  • При падении давления необходимо назначить инфузионную терапию 0,9% NaCl. При выраженной гипотонии вследствие развившегося шока, также используют раствор дофамина.
  • Главным антидотом к угарному газу является чистый кислород. Здоровому человеку он вреден, но у пострадавшего будет наблюдаться быстрое улучшение самочувствия на фоне оксигенотерапии.
  • В специализированном токсикологическом отделении возможно проведение детоксикологической терапии. Многие отравляющие вещества выводятся из организма только с помощью методики гемосорбции.

Свинец и компания

Зачастую в категорию соединений тяжелых металлов попадает свинец, который известен своим негативным влиянием на организм. Длительное воздействие тяжелых металлов может выражаться в:

  • двоении перед глазами;
  • бессоннице и раздражительности;
  • затруднениях при глотании;
  • болях в области живота;
  • нарушениях когнитивного направления.

В первую очередь страдает дыхательная система, а следом за ней нервная. Значительные поражения настигают кровеносную систему.

Профилактика

Складывается из нескольких моментов. Рекомендуется:

  1. Использовать в глушителе фильтров, которые задерживают выбросы газов в атмосферу.
  2. Не включать машину при работе в домашнем гараже, или обеспечивать рациональный приток и отток воздуха.
  3. Следить за состоянием своего авто, за качеством применимого топлива.

Входя в помещение с повышенным количеством выхлопных газов необходимо использовать марлевую повязку. А также можно просто закрыть нос перчаткой или иной тканью.

Что это такое?

Выхлопные газы – это результат горения топлива в процессе работы двигателя автомобиля. Содержит много веществ токсического происхождения, как продукт нефтехимической переработки нефти. Владельцам личного транспорта стоит обращать на это особое внимание.

В этой ситуации велик риск летального исхода. Важно быстро определить симптомы отравления выхлопными газами (код по МКБ-10: Т58). В срочном порядке понадобится первая медицинская помощь.

Состав результатов горения

Продукция нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) всегда содержит в себе разнообразное количество химических веществ. Определённые виды не являются вредными для человеческого организма, тогда как другие представляют опасность для здоровья.

  • Угарный газ (СО): нарушает транспортную функцию кровеносной системы, препятствует перемещению кислорода (О2). Вещество не имеет цвета и запаха. Это становится основной причиной, по которой поздно замечают отравление.
  • Диоксид азота (NO2): обладает жёлто-бурым оттенком и особым запахом. При высокой концентрации становится удушливым. Класс опасности – 3. В течение 10 мин. происходит потеря обоняния, нарастают выраженная сухость в горле раздражительность слизистых оболочек органов дыхания.
  • Углеводородам (состоят из водорода и углерода) присущи свойства канцерогенов. Работающая машина является постоянным источником таковых.
  • Металлы: способствуют интоксикации организма при постоянном воздействии, вызывая нарушение режима сна, мозговых процессов и чувство тревожности.
  • Альдегиды: вызывают раздражение слизистой оболочки дыхательной системы, кожных покровов.
  • Сажа: твёрдый продукт горения бензина.
  • Бензпирен: 1 класс опасности. Препятствует синтезу ДНК, что может приводить к заболеваниям онкологического характера.

На фоне отравления выхлопными газами может развиться острый или хронический тип заболевания. Симптомы показывают, насколько длительным по времени был контакт. Рекомендуется уменьшить пребывание возле работающей машины.

Высокий уровень скопления отравляющих веществ достигается в период отрицательных температур. Происходит оседание холодного воздуха внизу. Худшая обстановка при этом – отсутствие ветра.

Как возникает отравление?

Опасность для состояния здоровья представляет нахождение рядом с автомобилем в замкнутом пространстве. Постоянно работающее транспортное средство будет производить выхлопные газы, способствующие отравлению организма.

Продукты горения топлива быстро заполнят гараж, если водитель не отключит двигатель и закроет дверь. Много случаев отравления зафиксировано в работе механиков, владельцев машин с дефектом вентиляционной системы и людей, проживающих близко к автостоянке.

Медленно отравляющие вещества начнут накапливаться во внутренних органах, разрушая тело на клеточном уровне. Произойдет нарушение работоспособности и полная остановка обмена веществ.

Факторы, влияющие на степень отравления:

  • Большое содержание вредных веществ в замкнутом пространстве;
  • Степень поглощения загрязнённого воздуха;
  • Значения температуры (ниже 0 – большая концентрация);
  • Активность движения человека.

Указанные факторы способствуют развитию осложнений, препятствуя быстрому восстановлению организма.

Смог

Смог (Smog, от smoke – дым и fog — туман) – ядовитый туман, образуемый в нижнем слое атмосферы, загрязненном вредными веществами от промышленных предприятий, выхлопными газами от автотранспорта и теплопроизводящих установок при неблагоприятных погодных условиях.

Он представляет собой аэрозоль, состоящую из дыма, тумана, пыли, частичек сажи, капелек жидкости (во влажной атмосфере). Возникает в атмосфере промышленных городов при определенных метеорологических условиях.

Поступающие в атмосферу вредные газы вступают в реакцию между собой и образуют новые, в том числе и токсичные соединения. В атмосфере при этом происходят реакции фотосинтеза, окисления, восстановления, полимеризации, конденсации, катализа и т.д.

В результате сложных фотохимических процессов, стимулируемых ультрафиолетовой радиацией Солнца, из , , альдегидов и других веществ образуются фотооксиданты (окислители).

Низкие концентрации NO2 могут создать большое количество атомарного кислорода, который в свою очередь образует озон и вновь реагирует с веществами, загрязняющими атмосферный воздух. Наличие в атмосфере формальдегида, высших альдегидов и других углеводородных соединений также способствует вместе с озоном образованию новых перекисных соединений.

Продукты диссоциации взаимодействуют с олефинами, образуя токсичные нитроперекисные соединения. При их концентрации более 0,2 мг/м3 наступает конденсация водяных паров в виде мельчайших капелек тумана с токсичными свойствами. Их количество зависит от сезона года, времени суток и других факторов. В жаркую сухую погоду смог наблюдается в виде желтой пелены (цвет придает присутствующий в воздухе NO2 – капельки желтой жидкости).

Смог вызывает раздражение слизистых оболочек, особенно глаз, может вызвать головную боль, отеки, кровоизлияния, осложнения заболеваний дыхательных путей. Ухудшает видимость на дорогах, увеличивая тем самым количество дорожно-транспортных происшествий.

Опасность смога для жизни человека велика. Так, например, лондонский смог 1952 г. называют катастрофой, так как за 4 дня от смога погибло около 4 тыс. человек. Наличие в атмосфере хлористых, азотных, сернистых соединений и капелек воды способствует образованию сильных токсичных соединений и паров кислот, что губительно сказывается на растениях, а также сооружениях, особенно на исторических памятниках, сложенных из известняка.

Природа смогов различна. Например, в Нью-Йорке образованию смога способствуют реакции фтористых и хлористых соединений с капельками воды; в Лондоне – присутствие паров серной и сернистой кислот; в Лос-Анджелесе (калифорнийский или фотохимический смог) – наличие в атмосфере оксидов азота, углеводородов; в Японии – присутствие в атмосфере частиц сажи и пыли.

Другие статьи по составу выхлопных газов

  • Смесеобразование в бензиновых двигателях
  • Стенд с беговыми барабанами
  • Ездовые циклы
  • Испытательный цикл ЕЭК/ЕС
  • Федеральный испытательный цикл США
  • Испытательный цикл в Японии
  • Циклы испытаний по определению расхода топлива
  • Отбор проб отработавшего газа двигателя
  • Определение выбросов топливных паров
  • Методы снижения токсичности отработавших газов
  • Термическое дожигание
  • Каталитический нейтрализатор

  • Лямбда-зонд — датчик кислорода

Количество отходящих газов автомобилей

В основном определяется массовым расходом топлива автомобилями. Расход по расстоянию нормируется и обычно указывается производителями (одна из потребительских характеристик). В отношении суммарного объема выходящих из глушителя выхлопных газов приблизительно можно ориентироваться на такую цифру — один килограмм сжигаемого бензина приводит к образованию примерно 16 килограммов смеси различных газов.

ВАЗ 2110 1,5k литраВАЗ 2110 1,5i литраMitsubishi Colt 5-D 1.1i литраВАЗ 11113 0,75k литраВАЗ 21055 1,5D литра
Расход в «городском» режиме, л/100км9,18,67,06,45,7
Расход, равномерно 60 км/ч, л/100км6,56,53,73,23,8
  • k — карбюраторный двигатель
  • i — инжекторный двигатель
  • D — дизельный двигатель
  • плотность бензина при +20С колеблется от 0,69 до 0,81 г/см³
  • плотность дизельного топлива при +20С по ГОСТ 305-82 не более 0,86 г/см³

Законодательное регулирование

  • Контролируется качественный состав
    изготавливаемого и реализуемого
    топлива
    (в России это стандарты на топливо, региональные требования, в Европе — нормативы ЕВРО).
  • В России вводятся повышенные ставки транспортного налога на мощность
    двигателя автомобиля.
  • Топливо облагается специальными акцизами
    .
  • Предусмотрены нормативы на выпускаемые автомобили
    . В России и европейских странах приняты стандарты ЕВРО, задающие как токсичность, так и количественные показатели, например: По Евро-3 выбросы: СН до 0,2 г/км, CO до 2,3 г/км и NOy до 0,15 г/км
  • По Евро-4 выбросы: СН до 0,1 г/км, CO до 1,0 г/км и NOy до 0,08 г/км
  • В некоторых регионах вводятся ограничения на движение
    большегрузного автотранспорта (например, в г. Москве).
  • Пути снижения выбросов и токсичности код

    Стимулом к сокращению объёмов предполагается

    заинтересованность в сокращении расхода топлива (крупная статья расходов в автомобильном транспорте).

    • Колоссальное влияние на количество выбросов (не считая сжигания топлива и времени) играет организация движения
      автомобилей в городе (значительная часть выбросов происходит в «пробках» и перед светофорами[
      источник не указан 2656 дней
      ]). При удачной организации возможно применение менее мощных двигателей, при невысоких (экономичных) промежуточных скоростях.
    • Существенно снизить содержание углеводородов в отходящих газах, более чем в 2 раза, возможно применением в качестве топлива
      попутных нефтяных (пропан, бутан), или природного
      газов
      , при том, что главный недостаток природного газа — низкий запас хода, для города не столь значим.
    • Кроме состава топлива, на токсичность влияет состояние и настройка двигателя
      (особенно дизельного — выбросы сажи могут увеличиваться до 20 раз и карбюраторного — до 1,5—2 раз изменяются выбросы оксидов азота).
    • Значительно снижены выбросы (снижен расход топлива) в современных конструкциях
      двигателей с инжекторным питанием стабильной стехиометрической смесью неэтилированного бензина с установкой нейтрализатора, газовых двигателях, агрегатах с нагнетателями и охладителями воздуха, применением гибридного привода. Однако подобные конструкции сильно удорожают автомобили.
    • Испытания SAE показали, что эффективный способ снижения выбросов окислов азота (до 90 %) и в целом токсичных газов — впрыск в камеру сгорания воды
      .

    Риски для здоровья, если не помочь

    В лучшем случае пациента ждет постоянная сухость в груди и жжение в горле от постоянного вдыхания газа. Среди основных последствий воспаление легких с высоким риском летального исхода. А сильный кашель чреват угрозой развития туберкулёза. Главная причина смерти – приступы удушья, которые мучают больного все время.

    Меры предосторожности от выхлопов

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]